Допустим, до экзамена осталось два дня (сегодня и завтра). В это время абитуриент должен задать себе примерно три следующих вопроса: 1. Что учить? (Какой предмет, материал, вопросы, ответы, книги, учебники, умные знакомые, телевизор, Интернет, иные носители информации).
2. Как учить? (Зубрежка, репетитор, мнемоника, учебники под подушкой, чтение).
3. А надо ли учить? (А может, повезет? Или вдруг я все знаю? Или есть классная шпаргалка?).
Что учить?
Прежде чем что-то учить, надо определиться с теми источниками, которые Вы используете. Обычно информации либо слишком много, либо слишком мало. Середина бывает редко.
В первом случае необходимо из множества учебников выбрать один-два (если это, например, история. Стоит взять школьные учебники и краткий курс истории, написанный преподавателями того вуза, в который поступаешь). Если есть возможность использовать видео-аудио материалы, сделайте это, потому что они лучше запоминаются.
Если это физика или математика, лучше обратить внимание на формулы. Если формула слишком длинная или труднозапоминаемая, обратите внимание на составляющие, которые ее образуют, и их расшифровку. Если формулу Вам еще сможет подсказать сосед справа, то объяснять преподавателю будете Вы сами.
Репетитор – это конечно, хорошо, но отличается он тем, что стоит денег. Но если денег нет, это тоже не конец света. Да, надо сесть и постараться разобраться во всем самому. К репетитору, к знакомому преподавателю лучше приходить с конкретным вопросом или с конкретной темой, которая непонятна. Этим вы сэкономите и свое и его время. Интернетом при подготовке лучше пользоваться, когда знаешь, что ищешь, иначе процесс поиска информации займет больше времени, чем ее усвоение.
Знающие или сдававшие ваш предмет друзья или знакомые будут полезны только в том случае, если они хорошо знают материал, и Вы знаете, что Вам надо у них узнать. Кроме того, далеко не каждый человек обладает способностью нормально что-либо объяснять. Если данным критериям Вы и Ваши знакомые не соответствуете, напрасно потеряете время. Примите к сведению.
Как учить?
Это тоже серьезный вопрос. Собираетесь ли Вы с головой уйти в учебу, сидеть в библиотеке или берете конспект “почитать в транспорте” – эффективность будет разная.
Что можно сделать в условиях ограниченного времени?
Важный момент – заставить себя заняться делом. Перед экзаменом хочется делать все что угодно, лишь бы к нему не готовиться. В это время можно припомнить давно забытые и отложенные дела, вспомнить, что давно не звонил тому-то, можно отвлечься под предлогом, что пора бы и перекусить, можно проявить себя примерным сыном (дочерью) и выполнить какое-нибудь родительское поручение (съездить на рынок, починить полку, подмести пол и т.д.) – в общем, делать все что угодно, лишь бы отдалить момент, когда придется сидеть с книжкой или тетрадкой и готовиться.
Надо сделать над собой усилие. Это важно и нужно. Но не следует впадать в крайность. Если Вы обложитесь учебниками, отключите телефон и забаррикадируетесь в своей комнате, вряд ли эффективность от такой подготовки будет высокой. Лучше всего разбить материал на части (например, по одному билету) или установить для себя время, скажем, один час. Например, разобрали тему одного билета или позанимались час – сделайте передышку.
Не стоит готовиться к экзамену вместе с другом или подругой (если только он или она не разбирается в материале лучше Вас). Такая подготовка чаще всего оборачивается долгими разговорами и пустой тратой времени.
Еще один важный вопрос: а как запомнить?
На сей счет существуют разные мнения. Некоторые предпочитают зубрежку. Но самым удачным способом запоминания считается мнемотехника (мнемоника). Что это такое? Вещь это достаточно комплексная, включающая, в частности, запоминание ассоциациями.
Надо запомнить дату – попробуйте вспомнить, что эта дата значит для вас лично. Может, это день рождения тети? А может, в этот день Вы впервые что-то сделали или куда-нибудь съездили? Или вдруг эта дата напоминает чей-то телефон? Только не надо специально выискивать семейные праздники. А то на экзамене Вам придется вспоминать еще и их.
Надо запомнить формулу? Посмотрите на нее под другим углом. Попробуйте прочитать ее, как слово. Сопоставьте каждой букве в формуле какое-нибудь слово и составьте смешное предложение, которое “застрянет” в голове.
Очень удобно запоминать какие-либо определения, явления, события, сведя их к тому, что Вы уже знаете. Заучиваете Вы какое-то длинное определение – попробуйте его упростить. Важно понять суть определения, а не заучивать его. Редко кто из преподавателей принимает в штыки ваше объяснение определения своими словами вместо заученного варианта. Наоборот. Если Вы можете пересказать определение своими словами, то Вы его понимаете. А значит, и понимаете материал.
У разных людей развиты разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Людям с развитой зрительной памятью полезнее будет читать материал. Потом вспоминается страница, на которой написана нужная тема. Тому, у кого развита моторная память, лучше еще раз прописать материал (например, заняться написанием шпаргалок). И так далее.
Если чувствуете, что Вы понимаете материал, и можете его объяснить, и еще не устали, продолжайте! Вечером позвольте себе расслабиться – прогуляйтесь, поболтайте по телефону, почитайте детектив, зайдите в гости к другу (подруге)...
Перед сном можно, если не учить, то хотя бы пролистать пройденные материалы: попытаться, глядя на заголовок, вспомнить общее содержание вопроса (если не получается, просмотрите раздел). Психологи утверждают, что лучше всего запоминается информация, полученная во время засыпания и пробуждения.
Можно писать шпаргалки! Во время написания шпаргалок Вы еще раз прорабатываете материал. Но пользоваться ими не стоит. Когда в кармане лежит такая “горящая” бумага, голова работает плохо. Оставили ее дома – голова включается в работу. Так что лучше написать и оставить дома.
А надо ли учить?
Кому-то такой вопрос может показаться глупым. Но все зависит от того, что Вы называете словом “учить”. Для многих слово “учить” аналогично слову “зубрить”, пусть даже они об этом не думают. Во время подготовки материал надо не учить, а вспоминать. Не сидеть с тетрадкой или учебником, заучивая какую-либо информацию, – все это уже давалось на уроке, на семинаре… Нужно только “повернуть” в голове определенный “выключатель” – и заработает весь “механизм”. Кто-то махнет рукой: “да ну, я так не могу...” Можете!
Конечно, речь не идет об абсолютном варианте: однажды услышал – навсегда запомнил. Нет. Что-то надо и напоминать своей голове. (Это действительно нужно, если, например, не был на уроке). Но очень многое Вы уже знаете, хотя и не догадываетесь об этом.